Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Единство бытия (вахдат уль-вуджуд)


Ученые разделились в своих взглядах относительно познавших Истину (Аллаха) (арифун) и утверждавших единство бытия. Среди них были такие, кто поспешили обвинить их в неверии (куфре) и заблуждении и поняли их выражения по-своему. Среди них есть и такие, кто воздержался от нападок и обратился к ним, чтобы узнать их мнение, потому что эти люди (арифун), несмотря на их обширные познания в этом вопросе, не исследовали его должным образом, избавляющим ученых от недоразумений. Они толковали эту науку и писали для себя и своих учеников, но это не было рассчитано на всех прочих, кто не познал этого единения, поэтому сей вопрос требует разъяснения, дабы успокоить души людей.

Из ученых, проведших исследование в этом вопросе и выяснивших это, - Саид Мустафа Камаль Шариф, который сказал: "Бытие (вуджуд) едино, потому что это свойство, присущее Господу Всевышнему Аллаху. Он непременно бытующий и недопустимо деление Его, а просто бытующий (мауджуд) - это могущее быть, чем является этот мир. Его деление возможно в силу его сущности - сущности обычного бытия, существующего благодаря непременному бытию, присущему Аллаху. Когда исчезнет обычное бытие, останется непременное бытие. Следовательно, просто бытующее - это не бытие и, поэтому, нельзя говорить: "Два бытия: изначальное бытие и возникшее бытие", не используя слово вуджуд (бытие) в смысле слова мавджуд(возникшее) Согласно такому объяснению не следует опасаться предостережений ученых насчет небезупречности употребления выражения о единстве бытия (вахдатуль вуджуд), о котором говорят обретшие истину". Далее он сказал: "В ощущениях нам даны лишь формы бытия, а душа видит только бытие, а когда ты наблюдаешь бытие, ты его наблюдаешь не иначе как опосредованно. Это сравнимо со следующими словами: "Я не вижу ничего, не увидев Аллаха прежде этого", когда говорящий так имеет в виду под этим видением знание, а не лицезрение. Поэтому говорят: "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, а не: "Я вижу", поскольку так говорить нельзя" .

И, действительно, истинным ученым присуще проявлять ревность к чистому шариату и разбираться в спорных вопросах, прежде чем выдвигать обвинения в отношении кого-либо из мусульман, и обращаться за разъяснениями по каждому вопросу к специалистам, сведущим в нем. Ввиду того, что вопрос единства бытия занимает внимание некоторых ученых, и им многие интересуются, я посчитал желательным прибавить некоторые объяснения и дополнения во имя служения шариату и просвещения ума.

Бытие делится на две категории. Первое - предвечное, непременно существующее бытие - Всевышний Аллах. Сказал Аллах: "Воистину, Аллах - Истина, т.е. непременно, Истинно Существующий. Второе бытие - бытие допустимое, возможное. Это бытие всего остального из творений Всевышнего Аллаха. Утверждение о единстве бытия, основанное на том, что Существующий только Один, и это - Всевышний Аллах, может иметь два смысла. Один из них правильный, второй - неверный, приводящий к куфру (неверие, ересь) и поэтому люди, говорящие о единстве бытия, делятся на две категории:

1. Подразумевающие под этим единство Создателя с Его творениями, существование в этом бытии только одного Создателя, когда все - Он, и все это - Он, и что именно Он - все, что существует, и что в каждой вещи есть знамение, указывающие на то, что это - Он. Все эти утверждения - ересь, неверие и заблуждение, это еще хуже, чем ложные утверждения иудеев, христиан и идолопоклонников.

2. Утверждающие о ложности всего вышеупомянутого и о неверии приверженцев этого взгляда, т.е. того, что Создатель Сам и есть сотворенное, а подразумевающие под единством бытия единство изначального бытия ("азалийюн"), и того, что Всевышний Аллах несомненно Един и Чист от приписываемого Ему деления. И не подразумевают, говоря о "вахдатуль вуджуд", под этим материальное бытие, которое делимо, и которым является все сотворенное бытие, потому что этот мир в своем бытии - мир форм, в начале которого было небытие, в коем (в небытии) отсутствуют понятия о вреде и пользе. Бытие, отсутствующее по своей сути, бренно, предназначено для гибели в любой момент, как сказал Всевышний Аллах: "Каждая вещь погибает, кроме Его Лика" . Их проявляет Сотворение, и они существуют только благодаря поддержке Аллаха, и они уничтожаемы Единством Его Сущности, а Он бытийствует на основе тайны самодостаточности и абсолютной независимости.

Вторая категория людей также делится на две категории.


1. Люди, которые извлекли такое понятие убеждениями и доводами, затем ощущением и очевидностью ("иян"), над которыми возобладала очевидность. Их поглотили волны океана Единобожия и, таким образом, стало незаметным их собственное бытие ("фана"), не говоря уже обо всем остальном достигнутом ими, вместе со стойкостью и прямотой на пути Всевышнего Аллаха. И такое утверждение верное.

2. Люди, считающие, что хакикат это логическая наука, которые углубились в чтение книг, придерживаются внешних ее сторон, отдалившиеся в занятиях этой наукой от обращения к Всевышнему Аллаху, те, в чьих глазах шариат утратил свою значимость. Они говорят, что шариат - для отвлеченных людей, а Истина - в другой стороне, у познавших Аллаха. И это тоже явное заблуждение и клевета. Во всяком случае, суфию следует сторониться, особенно в наше время, непонятных и сомнительных высказываний, дабы не склонять людей к плохому мнению о суфизме. Или же, чтобы это не было поводом для превратного толкования этих изречений, потому что большое количество вероотступников и внедренных в суфизм людей использовали такие выражения ложных убеждений и противоречивых своих взглядов, чтобы использовать это, как средство для дозволения запретного и для оправдания совершаемого ими мерзкого и запретного и, таким образом, правда перемешалась с ложью, и ни в чем не повинные верующие пострадали за грехи грешников. Поэтому суфии украсили свой внутренний и внешний миры чистым шариатом и завещают своим ученикам придерживаться этого на словах и на деле, будучи в различных состояниях. Шариат в их понимании - это ворота и ступень постижения, а тот, кто отклоняется от него, тот - из числа погибших. Мы уже упоминали высказывания суфиев, призывающих к приверженности шариату, и теперь еще раз скажем, что цитаты на эту тему из трудов великих ученых и самих суфиев подчеркивают, что суфии далеки от того, что им приписывают из утверждений о слиянии, единении и единстве бытия, и что их взгляды не противоречат шариату и соответствуют убеждениям людей Сунны и согласия, и если бы не их приверженность Корану и Сунне и верность в убеждениях, они бы не достигли тех степеней в познании. Они по сути своей подобны праведным предкам (салафу ссалихин), которые крепко держались за наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и обрели счастье и истину совершенным следованием за ним, и обрели довольство Аллаха и осчастливлены счастьем обоих миров.

"А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику Его, пребывают среди тех, кого облагодетельствовал Всевышний: с пророками, праведниками, павшими за веру, мужами благочестивыми. Прекрасны эти соратники!" .

Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru