Rambler's Top100
История Суфизма
Цель и путь Суфия
Пророк и шейхи
Шейх и ученик
Путь постижения Бога
О чудесах
Суфизм и наука
Суфизм в России
Библиотека
Изречения Мудрых
Гостевая книга
Карта сайта
О проекте
Главная

 Подписаться на новости



Мысли и афоризмы поэта Навои-Фани


Тот, кто лишь себя признает и самолюбием живет, ни за кого не будет душой болеть, он труд свой будет жалеть. А когда он видит, как другой почтенный человек в труднейшее положение попадает, он от этого даже так, как от своего малейшего беспокойства, не страдает; когда он услышит, как дорогой ему человек страшно мучится, он не станет печалиться так, как от своей самой малой неприятности. Он себя считает лучше всех других, свое мнение - лучше мнений всех их. Люди такого рода мирские блага мимо себя не пропускают, а других от них отстраняют.


Мужчины, которые прихорашиваются, похожи на женщин, которые приукрашиваются. Хотя это дело плохо для обоих полов, но для мужчин оно более зазорно. Прихорашиваться и приукрашиваться - это слабость людей, их себялюбие ярко выражается в ней. Если ремесленник преувеличивает свое мастерство, корыстолюбием страдает его естество. Люди, которые ведут в медресе споры, самоуверенно вступают в разговоры. Один отвергает мнение этого, другой того, каждый признает только свое мнение и себя самого.


Тот, кто самоуверен,- неразумен. Прихорашивающийся мужчина - кокетливая красавица. Кто доволен богатством - тот глупец, проклят Богом горделивый молодец. Похотливо влюбленный - низкой страстью одоленный. Самовлюбленный - идолопоклонник. От этих бедствий человека скромность спасет, только она душу от этих опасностей к избавленью приведет.


Скромный человек не любит много говорить. Он больше любит слушать. От слушания человек становится совершенней, от много говоренья он становится только глупее. Больно ушибается тот, кто много спотыкается, тот, кто много говорит, с пути сбивается. Чрезмерное чревоугодие телесные болезни вызывает, чрезмерное словоговорение духовные болезни порождает. Много говорить - это значит хвастать словами, много есть - значит быть руководимым страстями. Эти качества - для людей пороки, причиной их является себялюбие.



Щедрость - это дерево, что в саду человечества цветет, или, вернее, с этого дерева полезный плод. Оно - волнующееся море края людского или даже драгоценный жемчуг дна морского. Человек без щедрости - это не несущие дождь весенние тучи, это татарский мускус непахучий. Если дерево бесплодно - это лес дровяной, недождевая туча - это просто дым. Человек, лишенный щедрости, похож на раковину без жемчужины - кому нужен пустой черепаший панцирь и безжемчужная раковина? Скупой не попадет в рай, если даже он из рода пророков, щедрый не попадет в ад, если даже он раб пороков. Щедрый - это туча, что дарит урожаю благодать, скупой - это муравей, привыкший колосья и зерна подбирать.


Мужи, осененные великодушием, обладают щедростью, ибо таково качество царя святости. Щедрость для человека - это тело, а великодушие - душа этого тела; мужи великодушия осуществляют бесчисленное множество благих дел. Человек без великодушия - не человек, потому что человек, обладающий телом без души, не живет.


Великодушный человек - это сокол, высоко в небе парящий, невеликодушный - коршун, бегающий за мышами. Сокол на руке царя восседает, коршун - падаль пожирает. Дело льва - кормить зверей охотой своей, занятие мыши - воровать монеты, обшаривая углы жилищ людей. Великодушный, если даже он беден, не станет низким; невеликодушный, если даже найдет клад, не станет высоким. У платана пустые руки, но он от этого не менее высок, в земле скрывается клад, но она от этого не менее низка. Словно звезда, высоко положение в великодушных людей, но еще выше положение людей щедрых.


Расточительность и мотовство - это не щедрость, а хвастовство. Того, кто сжигает свое имущество, сумасшедшим называют, того, кто днем не гасит камфарную свечу, безумцем величают. Давать людям деньги напоказ - это подлость, а за это называть себя щедрым - это наглость, так что не щедр, а подл тот, кто не дает, пока не видит народ. От щедрости далек и тот, кто привык только после просьб давать, но лучше уж не давать, чем приставать. Щедрым считай того, кто половину последней лепешки голодному дает; настоящим человеком считай того, кто сам не ест, а все нуждающемуся отдает.


Угощать - людям угождать, одевать - пороки покрывать. Дарить вовремя изношенную одежду - щедрость, дарить не вовремя златотканый халат - низость. Если не хочешь, чтобы твое продовольствие испортилось, угощай других, если не хочешь, чтобы обветшала твоя одежда, одевай других. Таковы особенности щедрости, однако благородство - это дело иное.


Благородство означает тяжесть бедствий страдальца на себя брать и его от мук освобождать. Это значит - подставлять свое тело под шипы его мучений и расцветать от их уколов, словно роза. Об этом никому не говорить, рта не открывать, человеку, которому ты оказал благодеяние, об этом не напоминать, даже в лицо ему не смотреть.

Благородство - это дело благороднейшего из благородных, государя; человек, обладающий благородством, имеет это качество от Царя небес.


 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |  


Новое на сайте


Имам аль-Газали. Письмо к сыну

Виртуальные технологии "неисламского суфизма"



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


При использовании материалов ссылка на сайт www.sufizm.ru обязательна!
Copyright © 2002-2012 SUFIZM.RU. All right reserved. Дизайн: Эркен Кагаров kagarov@imadesign.ru
Вопросы и пожелания: dervish @sufizm.ru